Влияние военного положения на жизнь и благосостояние украинцев

👁 15
Заседание кабинета министров
Изображение: MyCredit.in.ua

26 ноября Верховная Рада Украины приняла постановление о введении в некоторых административно-территориальных единицах Украины (а именно – Винницкой, Донецкой, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Херсонской областях и внутренних водах Азово-Керченской акватории) режима военного положения сроком на 30 дней с 28.11.2018 по 28.12.2018 года.

Президент Петр Порошенко подписал закон об утверждении указа "О введении военного положения в Украине". Об этом сообщил его пресс-секретарь в Twitter. Закон о военном положении вступит в силу в среду, 28 ноября, около 14 часов. Как пояснил ранее Парубий, после того как он и президент подпишут документ, закон напечатают в газете "Голос Украины" – ведь это обязательное условие вступления документа в силу. Спикер добавил, что ради публикации этого закона будет выпущено экстренный выпуск газеты.

Безусловно, такое развитие событий вызвало всеобщий резонанс, поскольку данное политическое решение вносит свои коррективы в жизнь и благосостояние украинцев и юридических лиц. Сайт MyCredit.in.ua решил разобраться с последствиями таких коррективов.

Режим работы некоторых предприятий

Сразу стоит сказать, что ряд украинских предприятий отметили, что введение военного положение не повлияет на их работу, среди них – ПриватБанк, Ощадбанк, Укрпошта и другие. В «Борисполе» также заявили о работе аэропорта в штатном расписании, однако вполне ожидаемым является небольшое повышение стоимости перелетов за счет увеличения стоимости страховки рейса (не более 1% от стоимости билета). А вот Укрзалізниця заявила о готовности перевести работу ж/д транспорта на военный режим, а значит вполне возможными станут изменения в расписании движения поездов под нужды военных. Кроме того, в случае блокировки Керченского пролива Россией, предприниматели могут понести лишние издержки в связи с переориентацией грузопотока в другие порты.

Экономика и валюта

Введение военного положения однозначно является фактором дестабилизации экономики страны, в первую очередь, это касается любых инвестиционных планов (как иностранных инвесторов, так и инвестиционных решений самих украинских компаний). Вполне ожидаемым является падение гривны на межбанке и падение стоимости акций крупных украинских компаний на зарубежных фондовых биржах. Хотя стоит отметить о возможной валютной интервенции Нацбанка (выброса валюты на рынок) в случае угрозы девальвации гривны. Также стоит обратить внимание на то, что пока киевский офис МВФ не видит причин о приостановке сотрудничества с Украиной.

Туризм

На сегодняшний день отсутствуют любые официальные данные о возможной отмене безвиза для украинцев, а значит, инвестиции в путешествия являются неплохой идеей. Однако, стоит воздержаться от туристических поездок военнослужащим резерва первой очереди, а также стоит быть готовыми к отмене рейсов транспортных средств. Кроме того, вполне вероятным является усиление досмотра личных вещей, багажа и транспорта при прохождении таможенного контроля.

Исполнение договорных обязательств

Безусловно, введение военного положения следует рассматривать как форс-мажорное обстоятельство (или как обстоятельство непреодолимой силы, т.е. чрезвычайное и неизбежное, согласно ч.2 ст. 218 ХК Украины и ч.1 ст. 617 ГК Украины). Однако, между нарушением договорных обязательств и наступлением форс-мажорных обстоятельств обязательно должна быть причинно-следственная связь. Разумеется, форс-мажорные обстоятельства не освобождают должника от выполнения обязательств по договору, но освобождают его от уплаты неустойки и возмещения убытков, предусмотренных договором и законодательством Украины (ч.3 ст. 550 ГК Украины).

Кроме того, налоговым кодексом Украины предусмотрена возможность отсрочки денежных обязательств или налогового долга плательщика налогов в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств, а также предусмотрена возможность списания безнадежного налогового долга (согласно п.п.100.5, 101.1, 100.2.4 НК Украины). Течение сроков зачисления выручки от экспорта на валютные счета предприятия или сроков осуществления импортных операций по внешнеэкономическим договорам может быть приостановлено, так же как течение сроков расчетов по указанным договорам на всё время существования форс-мажорных обстоятельств (согласно ст. 6 ЗУ «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г.) В случае, если предъявлению иска мешали форс-мажорные обстоятельства, течение срока исковой давности также останавливается (п.1 ч.1 ст. 263 ГК Украины). Напомним, что наличие форс-мажорных обстоятельств, как правило, подтверждается справкой Торгово-промышленной палаты Украины (согласно ст. 3 ЗУ «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.1997 г.).

Что касается выполнения обязательств по договорам на предоставление туристических услуг, в случае закрытия границ либо невозможности выезда автотранспорта в связи с военным положением, туроператор не обязан возвращать деньги. Но при условии, что туроператор не внес принимающей стороне (отелю, авиакомпании, перевозчику) предоплату, турист может обратиться к нему за компенсацией и получить возврат уплаченных средств. В случае нежелания туроператора рассматривать возможность компенсации или уклона его от ответа на данный вопрос, можно прибегнуть к услугам адвоката.

О правах граждан

Несмотря на заверения Президента Украины о том, что права граждан не будут ограничены при условии отсутствия наземной угрозы Нацбезопасности страны со стороны России, мы все же напомним, что согласно ст. 8 ЗУ «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 г. украинцам, проживающим или пребывающим в областях, где введено военное положение, стоит быть готовым к временному ограничению прав и свобод граждан Украины, а также прав и законных интересов юридических лиц военным командованием совместно с органами исполнительной власти, местного самоуправления или самостоятельно, включая:

  • внедрение трудовой повинности для трудоспособных лиц (в т.ч. для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в период действия военного положения);
  • использования мощности и трудовых ресурсов предприятий всех форм собственности для нужд обороны (в т.ч. проведение изменений их производственной деятельности и пр);
  • принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности для нужд государства;
  • внедрение комендантского часа;
  • ограничение свободы передвижения граждан и движения транспортных средств;
  • внедрение проверки документов и досмотра личных вещей, транспорта, багажа, жилья граждан;
  • запрещение проведения массовых акций (в т.ч. митингов, мирных сборов и т.д.);
  • запрещение или ограничение выбора места пребывания или проживания граждан.

Несмотря на все это, законодательство Украины предусматривает недопустимость использование правового режима военного положения для захвата власти и нарушения прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц. Кроме того, законом также предусмотрено возмещение в судебном порядке убытков, нанесенных во время действия военного положения или возвращение имущества, которое сохранилось (согласно ст. 22, 23 ЗУ «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 г.).

Таким образом, можно сделать вывод, что введение военного положения несомненно несет негативное влияние на жизнь и благосостояние физических и юридических лиц, проживающих и пребывающих в Украине, однако, является оборонительным инструментом для обеспечения своевременного отражения внешней угрозы страны.

Читать также