Банк заблокировал карточный счет. Что делать?

👁 35
Банковские карты

Спор возник между "ПриватБанком" и его клиентом, которому сообщили, что это стало следствием совершения мошеннических действий с карты. Верховный суд разобрался, может ли банк блокировать карту клиента, если замечает подозрительные операции.

Что же случилось?

В марте, 2016 года ПриватБанк без предупреждения заблокировал банковскую карточку пользователя. От работников банка, по телефону "3700", ему стало известно, что карта заблокирована в связи с мошенническими действиями с его стороны при осуществлении финансовых операций, совершенных с использованием карты. Банковские сотрудники порекомендовали обратиться в правоохранительные органы.

22 апреля 2016 года клиент обратился с заявлением о возможном совершении преступления в Краматорский отдел полиции Главного управления Национальной полиции в Донецкой области, где 29 апреля 2016 года ему сообщили об отсутствии выявленных признаков преступления по результатам проверки его заявления.

Но несмотря на многочисленные просьбы банк не спешил разблокировать счет

В обоснование своей позиции банк утверждал, что работники банка осуществляют поиск информации в архивах и программных комплексах, проводится проверка. Многочисленные заявления истца принесли успех.

В результате местный и апелляционный суды исковые требования клиента банка удовлетворили и обязали Приватбанк разблокировать счет.

Права банка и клиента: тонкая грань

Согласно частям первой-третьей статьи 1066 ГК Украины по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, которые ему поступают, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету. Банк имеет право использовать денежные средства на счете клиента, гарантируя его право беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные договором или законом, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Положениям части первой статьи 1068 ГК Украины предусмотрено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота, если иное не установлено договором банковского счета.

В соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса, права клиента на распоряжение денежными средствами могут быть ограничены исключительно по решению суда или в иных случаях, в частности, установленных Законом "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Банк может приостановить осуществление финансовых операций по счету только на два дня. Принять решение о блокировке счета до пяти дней может Госфинмониторинг, о чем обязан сообщить в правоохранительные органы.

Верховный суд разобрался

ВС указал, что банк не предоставил достаточных доказательств совершения мошеннических действий истцом, а также нарушил сроки, на которые разрешается приостановление финансовых операций. Суд постановил кассационную жалобу открытого акционерного общества Коммерческого банка "ПриватБанк" оставить без удовлетворения. Соответствующее постановление по делу № 235/5583/16-ц Верховный суд принял 30 января 2019 года.

Читать также